Как ставить требования непослушному ребенку? Что часто спрашивают родители у психолога?


1.Вы учите тому как правильно требовать. А почему вообще не достаточно просьбы?


Может быть достаточно. Но может быть нет.
Проблема в том, что в одних ситуациях достаточно попросить. В других - нужно потребовать.
Потому что есть дети, понимающие мягкость как необязательность требования. Это не значит, что они плохие. Так вышло. На это есть много причин, связанных и с нервной системой, и с обстоятельствами жизни. Нужно знать, что просьб не всегда достаточно. И тогда необходимо потребовать.

2. А почему нельзя просто договориться?

Можно. Но не всегда. Часто дети понимают договоренности как то, что всегда можно изменить, если понадобится. И меняют по принципу "еще пять минут".
Кроме того, договоренности создают у детей иллюзию равенства с родителями, что является "миной замедленного действия".

3. Разве дети не равны в правах родителям?

В основных правах - на жизнь, на уважение и др. -да. Мы все равны как человеческие существа. Но у детей нет права принимать любое решения без родителей. В этом отношении родители могут решать некоторые вещи за них, несмотря на их несогласие. Это "неравенство" касается вопросов здоровья, безопасности ребенка, его моральных принципов, его учебы.
Ребенок не может взять и перестать ходить в школу, потому что ему больше хочется быть дома. Он не может из любопытства разводить костер на балконе. Он не может обзывать родителей бранными словами или бить других детей(впрочем, обратное тоже верно) Об этом говорит здравый смысл. Кстати, и нормы законодательства тоже. Поэтому право и обязанность родителей - устанавливать разумные границы поведению ребенка.

3. Требовать - значит, ссориться с ребенком. Разве нет?

Не обязательно. Вначале ребенок может расстроиться из-за необходимости отложить то, что он хотел и заняться менее желанным. И он будет недоволен родителем. Потому что родитель действительно использовал свою власть. А многие дети привыкли, что власть принадлежит им. Но в дальнейшем, если родители настойчивы и не склонны к пустым спорам и крикам, ребенок привыкает к новым отношениям. Более того, он становится спокойнее и доброжелательнее.

4. В чем отличие "требовать" от "кричать"?

В том, что требовать - значит, сказать ребенку что ему следует сделать, а чего не следует. Указать "курс движения". А кричать - это проявление эмоции бессилия и гнева родителем.

5. Разве не нужно "гаркнуть"? А нам так помогает...

Нет. Дело не в том, что это плохо с "моральной точки зрения". Дело в том, что не полезно.
Исследования показали, что крик и громкий голос не делают ребенка послушнее. Они могут напугать ребенка и временно лишить его своей воли. Но постепенно ребенок будет накапливать обиду на родителей. А это еще одна "мина замедленного действия". Откажитесь от криков, и через некоторое время ребенок привыкнет к тому, что требовать можно даже шепотом.

6. А чем же требование тогда отличается от просьбы?

Просьба всегда предполагает прямой или скрытый вопрос ребенку - "Ты согласен?". Часто в конце просьбы стоит слово "Хорошо". "Ты не уберешь игрушки, хорошо?", "Иди спать, хорошо?" Ребенок думает: "Нет, не хорошо, и даже очень плохо". И остается на том же месте.
Если Вы задаете ребенку вопрос, то даете ему знать, что он может не согласиться. Иначе зачем вопрос? Это значит, что ребенок равен с Вами в правах. А то и повыше. Мы уже говорили, что это ведет к искажению ролевых отношений и проблемам в дальнейшем. Особенно для активных и импульсивных детей.

7. Значит, все время требовать? Как в армии?

Нет. Требовать нужно не все. А только то, что требует четкого и обязательного выполнения. Многое можно дать на решение самому ребенку. Дело еще в том, что если Вы требуете, Вам настоять на том, чтобы ребенок начал это делать, похвалить и проверить потом, что он сделал. И опять похвалить. Это требует времени и сил. А их не так много. Думаем о том, что требовать, выбираем самое реальное и только его и требуем.

8. На что обратить внимание в требованиях?Какие ошибки делают родители чаще всего?

1) они требуют слишком много
2) они не требуют, а просят;
3) они забывают подойти к ребенку поближе;
4) они требуют расплывчато, например, "Веди себя хорошо с братиком", вместо конкретных "Вещи брата бери только если он разрешил" и "Делать больно нельзя".
5) они не хвалят ребенка, когда он начал выполнять требование.

9. Как научиться правильно требовать?

Начните с небольшого. С одного-двух правил. Пусть они будут очень конкретные и простые. "Игрушки на полку", "Толкать бабушку нельзя". Напоминайте о них заранее, следите, чтобы ребенок услышал Вас, пусть повторит. Обязательно наблюдайте за ребенком и заметьте, когда он начнет действовать так, как Вы сказали. Сразу повторите. Если ведет себя неправильно - остановите.
Не начинайте с трудного. Труднее всего ребенку слышать Вас, когда он не один, когда разыгрался или обиделся, когда только что встал или ложится, когда Вы торопитесь. Начните с простого и 2 недели следите за выполнением правила. Уверяю Вас, что Вы увидите улучшение. Если нужно большее улучшение - приходите на курсы Неслух