Как перестать кричать, ворчать и напоминать? Стратегия "Когда... Тогда..."


Это перевод одного из  видео для родителей эксперта по воспитанию  Эми Макрейни (http://www.positiveparentingsolutions.com/stop-yelling-now ). В ее тренинге для родителей - 30 стратегий. К сожалению, тренинг англоязычный, поэтому   Галина Фролова  любезно перевела нам видео, и мы делимся с вами текстом.


"Я научу вас одному из своих способов воздействия на ребенка. Вы забудете о возражениях, жалобах, бесконечных переговорах с детьми.
Способ подходит для детей всех возрастов:  от ребенка, который только научился ходить, до подростка.
Вспомните, когда вы в последний раз просили ребенка сделать что-то по дому: прибрать игрушки, помыть посуду, погулять с собакой, и т.д., но, вместо немедленных действий с его стороны, вы  получили: «Нет!»; «Ага, через минутку мама»; «сейчас не моя очередь, я вчера это делал!». Самое худшее, если ребенок вас просто игнорирует.
Если это вам знакомо, то ваша реакция, как и у большинства родителей, может быть такой: «Да ладно, я лучше сама сделаю, быстрее будет».  Или же вы продолжаете бесконечно напоминать и читать нотации, а ребенок - оправдываться.  А когда все это не сработает, вы пугаете: «Все, никакого телевизора на неделю!», хотя на самом деле знаете, что не сдержите слово.

Наконец, вы кричите. Вы, конечно, не хотите кричать, но  кончились силы и средства воздействия, хоть так  вы показываете ребенку серьезность намерений.
Я научу вас, как сделать так, чтобы ваш ребенок зашевелился и начал делать, то о чем вы его просите. Он  будет  знать, что то, что вы сказали, важно и имеет значение. Вы сами почувствует себя лучше, так как вам не нужно будет ворчать, напоминать, запугивать или кричать.
Способ называется «Когда… тогда...». Он работает для детей от 2,5 года до возраста тинэйджеров.
Вы просите ребенка сделать что-то, но ничего не происходит? На этот раз, прежде чем он станет ныть, жаловаться и игнорировать, вы используете стратегию «Когда… тогда…».

Это будет примерно так: «Когда ты приберешь свои игрушки, тогда сможешь посмотреть свое любимое ток шоу»; «когда ты помоешь посуду, тогда сможешь поиграть с друзьями»; «когда ты сделаешь домашнюю работу, и я ее проверю, тогда мы поедем на тренировку». Итак, стратегия «Когда…тогда…» заставляет отложить веселье и любимые занятия до того момента, пока не будет сделано нелюбимое дело. Стратегия работает, так как она мотивирует закончить то, что ребенок обычно делать не хочется.

Стратегия «Когда… тогда…»  также предполагает нежелательные последствия для ребенка, если он не выполнит задания. Например: если она не приберет игрушки, то не сможет посмотреть ток шоу; если он не помоет посуду, то не сможет пойти поиграть с друзьями; если он не сделает домашнюю работу, то не сможет пойти на тренировку; если работа по дому не сделана, то не сможет сидеть с соцсетях.

Это не подкуп. Мы не делаем ничего, чтобы подкупить ребенка, не обещаем ничего «сверх» дозволенного. С этой стратегией мы определяем порядок ежедневных действий ребенка. Например, ребенку позволено смотреть телевизор 30 минут в день; ему обычно позволено играть с детьми после школы; тренировка это часть его дневного расписания; проводить ограниченное количество времени в интернете в течение дня также разрешено. И, когда они выполнят вашу просьбу, тогда они смогут наслаждаться своими ежедневными занятиями.

Четыре правила для "Когда...тогда..."

1.    «Тогда…» должно быть тем, чем ваш ребенок действительно любит заниматься. В приведенных примерах мы предполагаем, что она любит смотреть это ток-шоу, или, что он любит играть с друзьями, любит ходить на тренировку, сидеть в соцсетях.
Если ребенок не увлечен тем, что вы ему обещаете как «тогда», то вы не замотивируете ребенка действовать. Если хорошее «тогда…» не существует для вашего ребенка, то эта стратегия вам не подойдет. Важно, что вы не используете эту стратегию в каждой ситуации, вы используете ее только тогда, когда вам нужно, чтобы ребенок приступил к действию, которое сопровождается последующим приятным занятием для ребенка.  

2.    Говорите «Когда…тогда…» спокойным голосом, не будьте слишком назидательны. Убедитесь, что делаете акцент на словах «Когда» и «Тогда»: «КОГДА ты закончишь стирку, ТОГДА ты можешь сесть за компьютер». Уже через пару дней, дети поймут, что, если вы говорите «когда…» ваши намерения серьезны
.
3.    После того, как вы озвучили свое «когда…тогда» вы должны уйти, или закончить на этом разговор, так как, если вы останетесь или будете вовлечены в беседу, вам почти гарантированы нытье, жалобы, отговорки. Итак, сказали и ушли, этот способ несет в себе важное послание для ребенка: «нет смысла перепираться или вести переговоры, и у нее есть полная уверенность, что я это должен сделать».
Еще одна важная деталь: если вы уходите, вы даете вашему ребенку возможность «сохранить лицо». Вы не стоите перед ним, оперев руки в бока, показывая свое превосходство и ожидая, что он начнет действие, вы спокойно уходите, предоставляя ему возможность обдумать, и сделать все самому, чтобы потом заняться любимым делом.

4.    Стоять на своем и быть последовательным.
Если вы сказали, «когда работа по дому будет закончена, тогда мы пойдем на тренировку», стойте на своем. Даже если уже пять часов дня, ваше время выходить на тренировку, но работа еще не закончена. Конечно, есть шанс сдаться, так как вы платите большие деньги за тренировки, тренер вас ждет, вся команда на него рассчитывает. Но давайте взглянем правде в глаза, вы не хотите быть слабовольным родителем, поэтому вы должны следовать правилу «когда…тогда...». Во-первых, важно, чтобы ваш ребенок знал, что вы говорите серьезно, во-вторых, подумайте о жизненном уроке, который ему предстоит получить от тренера и от товарищей по команде, если он опоздает или пропустит тренировку. Все это последствия его выбора, он сам не последовал нужным для него действиям. Не упускайте шанс научить его этому уроку. Если начали следовать этой стратегии, вы также можете подключить тренера, учителей, они будут знать, что вы делаете что-то важное для ребенка. Большинство из учителей вас поддержат.

Предупреждение

Используйте «Когда…тогда..», а не «Если…тогда»!
Обратите внимание на разницу: «Если ты приберешь игрушки, тогда сможешь посмотреть телевизор» и «когда ты приберешь игрушки, тогда сможешь посмотреть телевизор». «Если» звучит как подкуп. «Когда» же звучит так, как будто вы уверены, что он сделает то, о чем вы просите.
Родители меня всегда спрашивают, действительно ли этот способ подходит для маленьких детей. И ответ будет да! Один из родителей оставил свой отзыв на моей странице. Он говорит: «Эми, когда мы начали использовать эту стратегию для нашей дочки 2,5 года, я еще никогда не видел, чтобы игрушки убирались с такой скоростью, без повторений. Я каждый раз удивляюсь, как все быстро получается. Спасибо. Спасибо. Спасибо». И, как мама двух тинэйджеров, я могу вас сказать, что это работает. Теперь, когда они просто слышать «когда», они понимают, что нет смысла обсуждать дальше.
Еще один вопрос родителей:  "что если я говорю «Когда…тогда...», но они все равно не делают то, что я их прошу?" Перейти к другим стратегиям"

        От авторов сайта: этот прием следует иметь в своем арсенале. Добавим два замечания: одно мелкое, другое крупное.
  1. Стоит ли выходить из комнаты? Если Вы думаете, что ребенок все же выполнит поручение, то да. Если есть большие сомнения, то лучше остаться. Но точно следует прекратить лишние разговоры.
  2. Эми Макрейн предлагает большое число стратегий, однако при  выраженном нарушении поведения у ребенка много стратегий может мешать коррекции поведения ребенка. Мы уверены, что если непослушность у ребенка старше 4 лет выраженная и постоянная, следует воспользоваться не советами на сайтах, а коррекционным курсом для ребенка, например, курсом Неслух.