Что могут предложить специалисты родителям детей с проблемой непослушности?

Специалисты в помощи родителям с проблемой непослушности (оппозиционного развития ребенка) используют пять  основных подходов:


1. Психоневрологи -  лекарственное лечение.
В России чаще всего это ноотропы. Логика тут следующая - у детей повышенная возбудимость из-за нарушения неврологии. Проще говоря, нервная система имеет проблемы. Где-то там плохо мембранны проводят. Или недостаточно какого-то нейромедиатора в головном мозгу. Следует знать, что есть случаи, когда медикаментозное лечение оказывает помощь при импульсивности, повышенном возбуждении и непослушном поведении у детей. Ведь действительно, многие дети непослушны потому, что им трудно управлять своими действиями из-за возбуждения. "Мотор хороший, но тормоза подводят".
Проблема в том, что большинство ноотропов не помогает при СДВГ. И тогда делать ставку только на лекарственное лечение значит упустить время.
2. Детские психотерапевты и многие психологи предложат терапию или тренинг с ребенком.
 Игровая терапия, песочная терапия, психодрама.  Тренинг общения, тренинг внимания. C родителями проводят параллельные консультации. Логика психотерапевтического подхода в том, что чем спокойнее ребенок, тем он послушнее. Чем лучше его отношения с родителями, чем меньше у него страхов и плохого настроения, тем лучше он следует правилам семьи.
Проблема в том, что есть  много детей, которым недостаточно работать только с ними. Если стереотипы родителей не изменяются, то конфликты снова появятся. А стереотипы нельзя изменить в ходе отдельных консультаций.

3. Недирективный тренинг родителей по Томасу Гордону (Ю. Гиппенрейтер). Этот подход был очень популярен на Западе в 70е годы прошлого века и в России в начале 21 века. Многие знают, о чем мы говорим,.но все же напомним. Отношения ребенок/родитель строятся только как равные, нельзя приказывать, можно только договариваться и говорить о чувствах и потребностях друг друга.
Подход Т. Гордона нравится многим родителям, потому что учит говорить о чувствах и дает иллюзию равенства, полностью "дружеских" отношений с ребенком. Что очень приятно, но в случае выраженного непослушного поведения приводит к длительным словопрениям и разрастанию конфликтов. За рубежом от подхода Гордона постепенно отказываются ввиду его непрактичности, длительного времени обучения. По нашему мнению, есть и еще один недостаток - к равным отношениям по настоящему стремятся подростки, но никак не дети. Дети хотели бы не слушаться, но они по моему опыту хотят помощи и поддержки от родителей, а не "равенства".
4. Поведенческий подход (Рассел Баркли, Дж. Паттерсон)
Этот метод был разработан в ходе помощи детям с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), детям с проблемами торможения. Он заключается в том, что родителей учат давать детям позитивное внимание в моменты правильного поведения, учат избегать давать внимание при неправильном поведении, учат давать детям четкие умные инструкции и правила. Родителей обучают жетонной системе и методу тайм-аута. И еще многому. Родители учатся быть доброжелательными, но вполне директивными, если это необходимо.
Главное достоинство в том, что с помощью поведенческого подхода можно научить 80% родителей строить правильные отношения с детьми, снизить конфликты дома и научить ребенка правильному поведению всего за 3-4 месяца.
Этот метод требует обязательной работы с психологом-специалистом в данной системе. По нашему опыту, попытки "перевоспитать по книге" приводили к плохим и очень плохим последствиям.
5. Поведенческий подход с изменением внутреннего отношения родителей.
Этот подход ввели в действие мы (А. Попов и А. Склизков). В его основе - метод Р. Баркли (см.выше). Но, как выяснилось, многим родителям недостаточно изменить поведение. Нужно поработать с их переживаниями, с неправильной оценкой ситуаций, приводящей к сильному стрессу, тревоге, раздражению. Мы делаем это в курсе Неслух.
Вкратце - это основные 5 подходов, которые мы встречали на территории России в работе с детьми с "непослушным поведением". Мы не упомянули просто "консультирование", когда психолог дает советы пришедшим родителям по той причине, что чаще всего этот подход просто не приносит никакой пользы, советы не могут изменить шаблоны отношений родитель/ребенок.
По нашему мнению, поведенческий подход в сочетании с изменением внутреннего отношения родителей - наилучший для ситуаций "непослушных" детей. Иногда нужно дополнительно использовать помощь невролога или детского психотерапевта.