Как помочь ребенку делиться с другими?

Родители чувствуют недоумение, стыд и возмущение, когда их ребенок "не  хочеть делиться игрушками" Обычное дело, "Правило завышенной планки". Оно гласит "Если мы чувствуем стыд и возмущение, скорее всего, мы ждем от ребенка слишком многого".

Дети рождаются без всякого желания делиться. Ладонь, как известно, гнется к себе, а не от себя. Помощь и милосердие, сострадание и доброжелательность - все это не дается от рождения. А воспитывается день за днем.
Поэтому не удивительно, что дети не делятся. Почему вас не удивляет то, что дети делятся своими вещами? Как раз это против природы.

У меня есть одна догадка, и я хочу ей поделиться с вами.
Дело в том, что вы судите о детях по себе. Сколько я знаю мам - они добры по своей природе, они готовы поделиться и отдать, если ребенок нуждается. Поэтому они и  от ребенка ждут того же.

Но - все в свое время.


Вот  небольшой обзор социального развития ребенка


Дело в том, что дети не сразу понимают, что такое "делиться". Тем более, что они  не сразу различают даже "мое" и "не мое".


Вот  небольшой обзор социального развития ребенка

 8 месяцев - дети передают взрослому предмет и получают обратно. Складывается представление о живых существах.

1 год - интерес к другим людям, в том числе незнакомым.

1 - 1,5 года используют слово "Нельзя"

1-2 года
дети начинают делиться с другими, сотрудничать, помогать им и сопереживать их горю.
Когда дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они не знают, как им реагировать на происходящее, и могут даже засмеяться.
Используют многие предметы по назначению. Кормят кукол с ложки. Кормят взрослых.

21 мес - начинают появляться социальные эмоции: гордость, стыд, смущение, вина и сочувствие.

с 18 до 30 месяцев дети приобретают более полные знания о себе как части социального мира. Они узнают о том, к какому полу они относятся, какими физическими особенностями обладают, что они делают хорошо, а что — плохо, что они могут, а что — нет.
2,5 - 3,5 года - "партнерство", способны изменить свое поведение с учетом желаний другого.

Итак, развивать понятия собственности  (где чья вещь) стоит с 2 лет и далее, опираясь на способности понимать простые социальные отношения, на чувство гордости и стыда, сочувствия и вины. Однако , способности детей регулировать свое поведение развивается медленно, поэтому не следует излишне много ожидать от ребенка. Необходима гибкость и предусмотрительность со стороны взрослых.

Насчет обучения "делиться". Раньше 2 лет это невозможно. Ребенок может слепо выполнить мамино распоряжение, Если податлив и послушен. Или запротестовать. И там и там - не понимает, о чем речь. Вывод ребенка - "Отняли".
Польза для развития - никакой.

Если ребенок старше 2-3.

1. Не стремитесь к "быстрой социализации". Не нужно, чтобы у ребенка были неврозы от того, что мама стесняется перед другими мамами. Так же не нужно воспитывать "эгоцентриста". Как всегда, все мудрое - посередине. Поэтому не слишком торопитесь научить ребенка делиться. Но - и не забывайте обо этом.

2. Сделайте процесс обмена естественным.
 Поиграйте с ребенком в мячик - "Ты бросаешь мне, я тебе". Эти игры облегчают процесс отдавания. Потихоньку поощряйте его покормить кошку, птичку, поиграть в "обмен" между игрушечными зверьками. Развивайте у ребенка ощущение радости от общего, от обмена, от того, что можно поделиться.

3. Объясните  ребенку, в каких ситуациях принято делиться, чтобы было лучше всем. И ему тоже.
1) В общей игре - не просто рядом, а с общим сюжетом 2) когда вы поменялись игрушками - "ты мне - я тебе", 3) хорошим друзьям. В общем, "сделайте метки" для таких ситуаций. Подчеркните, что ребенок при этом тоже что-то получает.

4. Избегайте  "учить добру с пистолетом в руке". Даже в ситуациях "Девочка ведь плачет..."
Насильственное "деление" противоречит идее собственности. Если заставлять делиться, то ребенок понимает, что "ничего моего нет", значит, и "ничего чужого тоже нет". Отсюда Стенька Разин и прочие горячие парни... Только по желанию. Лучше сами дайте плачущей девочке конфетку. Но не заставляйте ребенка отдать свою "ради правильного воспитания".
5. Если давят другие родители - помните, что за воспитание ребенка отвечаете только вы. Никто другой. Скажите другой маме вежливо, но уверенно "Это любимая машинка Миши, и ему пока сложно поделиться ей". От продолжения бесед уклонитесь.
6. При ссорах детей из-за игрушек постарайтесь затеять общую игру с этими игрушками, попробуйте придумать такой сюжет, чтобы в нем участвовали оба ребенка с игрушками, примите в ней участие сами - так дети будут чувствовать себя лучше. В крайнем случае, если ссора не прекращается и затягиват в себя все новых людей, заберите временно игрушки у обоих.
7. Помните, все проходит. Дети растут. Жизнь - не только воспитание. Не считайте ужасным то, что дела идут не так быстро, как мы хотим.

Подумайте, ведь и яблоко, и цветок, и ребенок созревают в свой срок. Подгоняя ребенка, вы не ускорите развитие социализации. А скорее  задержите. Терпения и мудрости, все получится.
Узнать больше о курсе Неслух