Надо ли наказывать ребенка?

Иногда мы наказываем детей за ерунду, иногда сомневаемся в том, что наказания вообще помогают. Есть ли плюсы в наказаниях? Попробуем внести ясность в этот вопрос.

Лишая ребенка приятного, вы ему не вредите.

Например, временно оставляя его без игрушки, телевизора, без возможности поиграть с кошкой. Это может расстроить ребенка.Но травмы не нанесет. И он никогда за это вас не возненавидит. Скорее, наоборот.

Наша работа с родителями показывает, что разумное применение родителями власти укрепляет, а не разрушает отношения с ребенком.

Иногда наказание - лучшая страховка от опасного поведения ребенка

Например, ребенок подносит горящую зажигалку к занавескам. Вы можете забрать у него зажигалку. Можете объяснить, что так нельзя делать и почему. Можете хвалить, когда он не играет со спичками. Но здравый смысл подсказывает, что ребенок запомнит лучше неприемлемость игр с огнем дома, если использовать разумное наказание. Мы говорим о том случае, когда ребенок идет против уже известного ему запрета. Как бы испытывает на прочность границы.

Наказание показывает, что именно нельзя делать

Оно работает как маркер. Наказанием нельзя научить правильному поведению (для этого нужно учить правильному). Но указать на неправильное - очень даже можно. Например, наказать за то, что бьет брата. Урок из этого: "Делать больно нельзя". Конечно, речь не идет о физическом наказании ребенка.

Наказание помогает правильно распределить роли: кто старший в отношениях, кто решает

Дети неправильно ведут себя сначала потому, что не умеют вести себя правильно. А затем - потому что привыкают действовать не взирая на требования родителей. Поэтому нам нужно изменить роли. Речь не о том, чтобы все время кричать и свистеть. Но ребенок должен научиться принимать вас как старшего, того, кто имеет право требовать. А вам необходимо привыкнуть уверенно занимать роль старшего.

В отличие от подростка, ребенок стремится принять ваш авторитет

Большое заблуждение считать, что ребенок ищет с родителями равных отношений. Некоторые популярные психологи рекомендуют всегда договариваться на равных. Это не правильно. Прежде всего потому, что подход "на равных" был разработан Томасом Гордоном (его подход пересказала в своих книгах Юлия Гиппенрейтер) для родителей подростков. Подростки не принимают подчиненности. И это нормально для них. В отличие от этого дети (примерно до 12 лет) тянутся к авторитетности своих родителей и доверяют им. Поэтому при правильном подходе дети принимают волю родителей как нечто естественное.

В чем же правильный подход к наказаниям?

Сначала научите правильному поведению - через поощрения и обучение. Дайте ребенку привыкнуть к правильному. Часто этого достаточно.

Но иногда ребенок хочет сам быть себе хозяином, несмотря на все обучение. И начинается "бунт". Ребенок "все знает, но делает наоборот". И тогда можно немного наказать ребенка Наказание запрещает ребенку своевольничать, если родитель ясно требует выполнить правило, сделать так, как он сказал (помним, что требовать нужно не ерунду, а только важные вещи). Подчеркнем еще раз - наказывать нужно только, если вы уверены, что ребенок уже умеет выполнить действие правильно. Неправильно - наказывать за плохие оценки, например. Потоу что вы не знаете, как они появились. И мог ли ребенок в тот момент выполнить задание правильно.

Наказывать можно детей старше 3 лет. Только после того, как объяснили, показали, научили правильному и поощрили правильное.